Форум » Всё об Александре Жулине » Александр -победитель » Ответить

Александр -победитель

Эльвира: Здесь Вы можете выкладывать , имеющуюся у Вас информацию о прошлом Александра в любительском фигурном катании Биография Имя Александр Жулин День Рождения 20 июля 1963 года Посвятил себя... фигурному катанию на коньках Жизненные вершины Серебряный призер Олимпиады в Лиллехаммере 1994 года в танцах на льду в паре с Майей Усовой. Чемпион Европы и мира по танцам на льду 1993 года в паре с Майей Усовой. Наставники Наталья Ильинична Дубова Партнер в спорте Майя Усова, Оксана Грищук Партнер в жизни Татьяна Навка Дети Александра Жулина Есть, что вспомнить… Александр – один из самых интересных собеседников в мире фигурного катания. Он проживает уже не первую молодость в спорте и в жизни, поэтому его взгляд всегда полон оптимизма и иронии. А их непросто совместить, не правда ли? Он был великолепным спортсменом. О его духовном единстве с Майей Усовой ходили легенды. Их лестница на вершину танцев была прямой и практически безупречной. Но они не смогли прыгнуть через две ступеньки, а их лихо обошли в 94-ом году Оксана Грищук и Евгений Платов. Дальше был не менее эмоциональный профессиональный спорт и череда страстных романов вне льда. О любовных треугольниках, четырехугольниках и других фигурах писали все газеты в России и в Америке. Этот период закончился для него семейным счастьем, когда он обрел прекрасную спутницу и талантливую ученицу Татьяну Навка. Родив дочку Сашу, подтянутая мама Таня вернулась на лед, чтобы стать неоднократной чемпионкой мира и претендентом на олимпийское "золото" под руководством своего мужа Александра Жулина и в паре с молодым и элегантным Романом Костомаровым. То ли из-за этой насыщенной жизни, не дающей покоя любопытным, то ли из-за житейской мудрости, позволяющей ему быть грамотным тренером и психологом, то ли из-за мужской самодостаточности, способной увести за собой самых красивых женщин мира, но с Александром интересно поговорить не только о фигурном катании.

Ответов - 116, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Эльвира: Европейское первенство[/b] 1989 Birmingham, Great Britain 1.Марина Климова, Сергей Пономаренко URS 2.Майя Усова, Александр Жулин URS 3.Наталья Анненко, Генрих Сретенский URS 1990 Ленинград, СССР 1.Марина Климова, Сергей Пономаренко URS 2.Майя Усова, Александр Жулин URS 3.Isabelle Duchesnay, Paul Duchesnay FRA 1991 Sofia, Bulgary 1.Марина Климова, Сергей Пономаренко URS 2.Isabelle Duchesnay, Paul Duchesnay FRA 3.Майя Усова, Александр Жулин URS 1992 Lausanne, Switzerland 1.Марина Климова, Сергей Пономаренко CIS 2.Майя Усова, Александр Жулин CIS 3.Оксана Грищук, Евгений Платов CIS 1993 Helsinki, Finalnd 1. Майя Усова, Александр Жулин RUS 2. Оксана Грищук, Евгений Платов RUS 3.Susanna Rahkamo, Petri Kokko FIN 1994 Copenhagen, Denmark 1.Jayne Torvill, Christopher Dean GBR 2.Оксана Грищук, Евгений Платов RUS 3.Майя Усова, Александр Жулин RUS Мировое первенство:[/b] 1989 Paris, France 1.Марина Климова, Сергей Пономаренко URS 2.Майя Усова, Александр Жулин URS 3.Isabelle Duchesnay, Paul Duchenay FRA 1990 Halifax, Canada 1.Марина Климова, Сергей Пономаренко URS 2.Isabelle Duchesnay, Paul Duchenay FRA 3.Майя Усова, Александр Жулин URS 1991 Munich, FRG 1.Isabelle Duchesnay, Paul Duchenay FRA 2. Марина Климова, Сергей Пономаренко URS 3.Майя Усова, Александр Жулин URS 1992 Oakland, USA 1.Марина Климова, Сергей Пономаренко CIS 2.Майя Усова, Александр Жулин CIS 3.Оксана Грищук, Евгений Платов CIS 1993 Prague, Czech Republic 1 Майя Усова, Александр Жулин RUS 2.Оксана Грищук,Евгений Платов RUS 3.Анжелика Крылова, Владимир Федоров RUS Олимпиады:[/b] 1992 Albertville, FRA 1. Марина Климова, Сергей Пономаренко URS 2.Isabelle Duchenee, Paul Duchenee FRA 3.Майя Усова, Александр Жулин URS 1994 Lillihamer, Norway 1.Оксана Грищук, Евгений Платов CIS 2. Майя Усова, Александр Жулин CIS 3. Jane Torwill, Christopher Dean GBR

Эльвира: Александр Жулин: «КАТАТЬСЯ ПОКА ВЫГОДНЕЕ, ЧЕМ ТРЕНИРОВАТЬ» Фото из архива Елены Вайцеховской на снимке Майя Усова и Александр Жулин Экс-чемпион мира в танцах Александр Жулин приехал в Прагу в непривычном для себя качестве: в основном он наблюдал за своей невестой и недавней ученицей Татьяной Навкой. После того как известные дуэты Усова - Жулин и Грищук - Платов поменялись партнерами, продолжая выступления на профессиональном льду, Александр сам попросил Наталью Линичук взять под крыло Навку и ее нового партнера - Романа Костомарова, так как сочетать тренерскую работу с собственными занятиями оказалось слишком тяжело. Вопреки слухам о том, что после неудачного выступления на чемпионате мира в Вашингтоне Грищук и Жулин решили расстаться как спортивные партнеры, в Праге они появились одновременно - откатавшись в показательных выступлениях в Швейцарии. На вопрос о дальнейших планах Жулин ответил со вздохом: - Не ждите от меня конкретных обещаний. Сейчас я чувствую себя не лучшим образом. Во-первых, наш третий результат в Вашингтоне стал для меня ударом. Я слишком долго был наверху, чтобы смириться с нынешним положением дел. Когда Майя сказала, что уходит от меня к Платову, я был вне себя. Сам позвонил Грищук и предложил встать в пару. Хотя бы для того, чтобы попытаться выиграть у бывшей партнерши. Когда это не получилось, было больно и обидно. Умом я понимал, что очень непросто рассчитывать на успех, не имея тренера и работая от случая к случаю. К тому же Таня очень болезненно воспринимала каждый мой отъезд в Калифорнию - к Паше. Для себя я решил, что мы продолжим кататься вместе лишь в том случае, если Грищук сама будет прилетать на тренировки в Дэлавер. Есть и еще одна проблема: после очень интенсивной подготовки к сезону у меня разболелась спина - дают о себе знать старые травмы. - Может быть, имеет смысл вернуться к тренерской работе? - Я думал об этом. Но таким образом я пока не смогу заработать такие деньги, какие получаю, выступая в турнирах. Кататься выгоднее, как ни крути. Конечно, рано или поздно придется закончить выступления. Сейчас подрабатываю хореографом. В частности, ставил одну из программ Виктору Петренко, Руди Галиндо. Недавно ко мне обратился с подобной просьбой Курт Браунинг. Без работы не сижу, хотя даже по американским меркам я дорогой постановщик. Перед зимним показательным туром ставил групповые номера в труппе Тома Коллинза. Том оказал мне любезность: сказал, что очень уважает меня как фигуриста и хочет поддержать в сложной ситуации. - Лучше бы пригласил в Тур в качестве участника. - Увы... Он еще до начала профессионального чемпионата мира говорил, что с точки зрения фигурного катания, то есть бизнеса, считает разрыв с Майей большой ошибкой. А после нашего проигрыша вопрос об участии в Туре отпал сам собой. Коллинзу нужны чемпионы. Хотя меня и привлекала работа хореографа в Туре, но в то же время я воспринимал ее болезненно. Вы не представляете, как тяжело входить в раздевалку, видеть, как люди, с которыми выступал столько лет, надевают коньки и идут на лед, и понимать, что остаешься за бортиком. Однако эти обязанности носят случайный характер. В идеале я хотел бы заняться постановкой крупных спектаклей, например таких, какие ежегодно проходят в Диснейлэнде. Это действительно большие и стабильные деньги. - Основной причиной своего разрыва с Грищук Платов считает ее увлечение Голливудом, желание стать киноактрисой. Вам не мешают артистические планы новой партнерши? - Сейчас Паша, по-моему, уже не ставит актерскую карьеру на первое место. Поняла, что это не так просто, как казалось вначале. Ей действительно присылают сценарии, вот только в последний момент оказывается, что роль отдали кому-то другому. Грищук очень талантлива, но разве можно на что-то рассчитывать, когда говоришь с акцентом? Думаю, если у меня будет получше со здоровьем, нам с Грищук стоит поставить пару интересных программ и выступать с ними в разных шоу, без всяких спортивных амбиций. Добиться результата мы не сумели, но я не жалею, что попробовал это сделать. - Вы помогаете Навке и Костомарову ставить программы? - Разве что в мелочах. Советую как сторонний зритель. Линичук - сильный тренер, но очень самолюбивый. Свою работу она всегда выполняет только сама. Кстати, когда Наталья узнала, что я собираюсь кататься с Пашей, она попросила меня не приходить на каток в то время, когда там работает ее группа: она до сих пор не может простить Грищук переход к Тарасовой накануне Олимпийских игр. Даже здесь, в Праге, я никоим образом не вмешиваюсь в тренировки. Выполняю роль мужа: ношу за Татьяной сумки, смотрю, как она катается, и поддерживаю морально. Мне кажется, что с Романом они многого могут добиться. Хотя трудно рассчитывать на результат, официально считаясь третьей российской парой. В танцах нужно уметь ждать, когда подойдет твоя очередь. 1999 год

Эльвира: Майя Усова, Александр Жулин: «НАС СТОЛЬКО ЛЕТ ЖАЛЕЛИ...» Фото из архива Е.Вайцеховской на снимке Майя Усова и Александр Жулин Совещание технического комитета ИСУ после танцевального финала на чемпионате мира в Праге было поистине разгромным. В двух словах, все сводилось к следующему: «В танцах - ничего нового, в судействе — все по-старому». На самом же деле съехавшиеся в Прагу техкомовцы были просто в отчаянии от количества бывших советских (со сменой гражданства, но отнюдь не тренеров) пар, свалившихся им на голову. Только в первой десятке помимо трех призеров (российских дуэтов) оказались «украинцы» Ирина Романова и Игорь Ярошенко, «узбеки» - Алике Стергиаду и Юрий Разгуляев (буква «с» в конце имени и фамилии партнера исчезла вместе со сменой еще прошлогоднего латвийского гражданства) и «белорусы» - Татьяна Навка и Самвел Гезалян. О победе Майи Усовой и Александра Жулина на совещании не было сказано практически ничего... - Майя, вам не обидно? - Нет. Просто из всех видов наша победа стала наиболее бесконфликтной. Для нас же главное, что программа понравилась. И почти все говорили о том, что такого танца от нас никак не ожидали - привыкли к классике. - Я не исключение. В ваших же поддержках просто запуталась. И диву даюсь, как вам удается не запутываться друг в дpyre. А.Ж. - Кстати, физически этот танец легче прошлогоднего, когда мы танцевали под Вивальди. Но и в нем есть свои сложности: он почти весь исполняется под медленную музыку, и надо очень точно в нее попадать. Быстрый танец требует только хороших легких: его не прокатаешь в плохой форме. Наш же в этом отношении более выигрышен: даже если мы будем умирать от усталости, он будет смотреться хорошо - настолько точно поставлены все движения. - А как получилось, что у вас и у Оксаны Грищук и Евгения Платова музыка произвольного танца почти совпала? А.Ж. - Не только у нас. Блюз танцевали еще две пары, в том числе и американская - Рене Рока и Гоша Сур. Что касается Оксаны с Женей, то у них до этого из всех танцев самым удачным был именно блюз. И, видимо, по этой причине они решили использовать эту музыку еще раз. Хотя, конечно же, Женя, который тренировался в группе Дубовой до сентября прошлого года не мог не знать, под какую музыку будем кататься мы с Майей. Но я все-таки склонен считать, что это совпадение произошло случайно. Кстати, такой же случай был несколько лет назад на турнире Nouvelles de Moscu, когда катались Наталья Линичук - Геннадий Карпоносов и Ирина Моисеева - Андрей Миненков. Они до последнего момента скрывали музыку друг от друга, а на соревнованиях выяснилось, что у них абсолютно одинаковый вальс. И была жутко скандальная дискуссия на тему, кто должен поменять музыку - первая пара или вторая. - А что, вторую пару принято ущемлять в правах? - Да нет. Скорее, вторую пару все жалеют, как много лет жалели нас с Майей. М.У. - Вы не представляете, сколько раз нам говорили, что мы - самые лучшие, хотя мы становились вторыми, третьими... На чемпионате мира в позапрошлом году мы лидировали после обоих обязательных танцев, а в оригинальном - одним судейским голосом проиграли Дюшене и в итоге остались только третьими. Но на церемонии награждения творилось что-то невообразимое - нам устроили сумасшедшую овацию. Даже не обидно было, что проиграли, не то что в прошлом году на Олимпиаде, когда Дюшене просто так взяли и отдали медаль, которую они совершенно не заслужили. Но стоило нам стать первыми на чемпионате Европы в Хельсинки, нас стали даже меньше поздравлять. И вроде как уже ждут, когда мы уйдем. - А когда вы уйдете? А.Ж. - Мы еще не знаем. Конечно же, если станем чемпионами в Лиллехаммере, есть смысл уйти в профессионалы. Но если заявить об этом открыто, то надо быть готовым к тому, что и зрители, и судьи тут же начнут более внимательно относиться к другим парам - подсознательно готовить замену. Да и потом, вы же видите, как все профессионалы рвутся вернуться обратно: значит, чего-то им не хватает? Даже Толлер Крэнстон подал заявку в ИСУ и собирается в Лиллехаммере выступать за Мексику. Это в 43 года! Хотя без как минимум пяти тройных прыжков может рассчитывать только на место во втором десятке. - Кстати, вы ведь почти постоянно тренируетесь в Лейк-Плэсиде, встречаетесь с теми, кто ушел на профессиональный лед. Насколько болеэненно тни относятся к тому, что могут вернуться - и проиграть? М.У. - По-разному. Например, Бойтано хочет непременно быть первым. А Катарина Витт заявила, что будет абсолютно счастлива, если даже займет шестое или седьмое место. - Я вообще слышала мнение, что все ее поползновения вернуться - рекламный трюк, не более. Порезвится, подержит в напряжении публику, а накануне Игр сошлется на болезнь или травму. А.Ж. - Я более чем уверен, что «травм» в Лиллехаммере будет столько, что можно будет открывать отдельный госпиталь. Это же элементарный расчет: многие психологически сломаются только от одной мысли, что Бойтано может вернуться. Кстати, Бойтано трижды выигрывал профессиональный чемпионат мира, не прилагая к этому никаких усилий. А год назад пришел Петренко. Они вышли на лед - Петренко увидел Бойтано, Бойтано - Петренко, и оба начали валить все, что можно. И первым стал абсолютно никакой Пол Уайли. А если к этой компании добавится еще и Браунинг?.. - ...то на кого вы поставите? А.Ж. - Затрудняюсь сказать. Они все - настоящие спортсмены. И всегда соревнуются красиво. И болеют друг за друга. М.У. - Не то, что в танцах... - Кстати, насколько я поняла, в танцах - нормальное явление, когда соперники и их тренеры находятся в состоянии перманентной войны? М.У. - Так повелось еще тогда, когда работали Тарасова, Чайковская... - И фигуристы того времени тоже не разговаривали друг с другом? А.Ж. - Разговаривали. Но как! Лучше бы они этого не делали. Очень хорошо помню, как впервые на каких-то соревнованиях я оказался в одной раздевалке с двумя нашими сильнейшими тогда парами. Один из партнеров причесывается перед выходом, и как бы между прочим, не глядя на другого, говорит: «Кто же тебе так погано костюмчик пошил-то?..» У нас же, на мой взгляд, со всеми вполне нормальные отношения. Для танцев, разумеется. - Скажите, когда все три сильнейшие пары - Климова - Пономаренко, вы и Грищук - Платов вместе тренировались у Дубовой, у вас не возникало мысли, что какая из пар будет сильнейшей, зависит только от вашего тренера, но отнюдь не от судей? А.Ж. - Когда мы стали выступать с Климовой и Пономаренко и постоянно им проигрывали, то многие советовали Дубовой поменять нас местами: мол, Марина с Сергеем моложе, и свое всегда возьмут. Но Наталья Ильинична такой человек, что никогда не будет заниматься подтасовкой. Тем более за спиной у своих спортсменов. Я только сейчас стал понимать, как же ей с нами было тяжело: все в сборной, и все - соперники. Но если бы вдруг Грищук и Платов на тренировке стали бы кататься сильнее нас, то, уверен, Дубова сказала бы нам об этом первая, какие бы отношения между нами в тот момент ни были. - Вы часто конфликтовали? - И сейчас бывает. Но особенно тяжело было, когда из группы ушли Климова и Пономаренко и нам с Майей пришлось испытать всю тяжесть постоянного тренерского внимания. Ведь до этого приходилось работать над программой в основном самим. - С итальянским постановщиком? - Кстати, Джузеппе Арену (а к Марине с Сергеем - француженку Шанти Рюшполь) пригласила сама Дубова. И я до сих пор не могу представить, сколько же нужно было найти в себе мужества, чтобы такому тренеру, как Дубова, отодвинуть свое тренерское «я» на второй план. - И теперь вы собираетесь работать с Ареной до Олимпийских игр? М.У. - Теоретически, наверное, полезно менять хореографов. Но никак не за год до главного старта. К тому же с Ареной нам всем безумно интересно работать. Хотя и безумно тяжело. Он может проводить на катке по 24 часа в сутки. Вечно что-то рисует, придумывает. А главное - его совершенно невозможно вывести из себя. - А что, часто пробуете? А.Ж. - Пытаемся иногда взбрыкнуть, объяснить, что у нас так не работают, когда он просит Бог знает в какой раз прокатать танец целиком. У него же ответ один: «А у нас в театре (Джузеппe Арена - солист «Ла Скала». - Е.В.) - работают». И мы снова идем на лед, и действительно никто не умирает. - Вы предполагали, что конкурентов в Праге у вас не будет? - Мы это поняли еще на чемпионате Европы. 1993 год


Эльвира: Майя Усова: «МНЕ НАДО СТАТЬ ДРУГОЙ» Фото из архива Е.Вайцеховской на снимке Майя Усова и Александр Жулин За двадцать с лишним лет, проведенных в фигурном катании, Майя Усова и Александр Жулин так и не взошли на Олимп, покорить который стремились всю жизнь. Он был так близок в Лиллехаммере - после победы на чемпионате мира, бронзовых медалей Альбервилля, но … золотые медвли увезли другие. А сотни тысяч зрителей, наблюдавших за тем, трагическим для Усовой и Жулина, выступлением, невольно сознавали, что видят пару на льду в последний раз. Новости и сплетни обычно узнаешь от тренеров. Поэтому еще до январского чемпионата Европы я была тщательнейшим образом инфолрмирована о том, что для перехода Усовой и Жулина в профессиональный спорт сделано уже все. За два года, проведенные фигуристами в США, их узнала и полюбила Америка, а из множества контрактных предложений оставалось лишь выбрать наиболее заманчивое. Акции «Усова, Жулин и К» ничуть не пошатнулись и после неудачи в Лиллехаммере. В трехмесячном послесезонном Туре Коллинза пару постоянно (и чаще, чем кого-либо другого) сопровождало телевидение - главный признак коммерческого успеха в США. Но… новости и сплетни обычно узнаешь от тренеров. И летом, в Москве, во время недолгого визита домой, тренер танцоров Наталья Дубова сказала, что ее подопечные вроде как и не собираются покидать любительский спорт. Во всяком случае, послали заявку на участие в крупном международном турнире Skate America, а до этого собираются выступить на Играх доброй воли. Но в Санкт-Петербург Майя приехала одна. - Похоже, слухи о вашем с Жулиным участии в Играх оказались преувеличенными? - Мы действительно очень хотели выступить. Я, Наталья Ильинична… Но были вынуждены отказаться из-за Сашиной травмы. Это даже не травма, а что-то непонятное. Еще до чемпионата Европы нас с ним пригласили в Миннеаполис, чтобы отснять рекламный ролик для американского телевидения. Саша вышел на лед и вдруг упал. Поднялся - и упал снова - нога отказалась держать. Мы пришли в ужас - съемки были запланированы на два дня, потрачены сумасшедшие деньги… Ногу там же на льду затейпировали от голеностопа до колена и кое-как кататься Саша смог - благо программу можно было исполнять по частям. Но в тренировках начались проблемы. До чемпионата Европы нам не удалось сделать ни одного полного проката всей программы. Так что набирать форму пришлось уже в ходе соревнований. Сейчас вот срочно лечимся. - Зачем же вы решили остаться? - Знаете, когда Олимпийские игры закончились, то сначала я просто проплакала два дня, а потом вдруг задумалась - а что дальше? Остаются же Гордеева - Гриньков, Мишкутенок - Дмитриев, Бойтано… В конце концов, нас по-прежнему любят, на нас приходят смотреть, ждут наших выступлений. - Да-а… Думаю, это ваше решение здорово спутало все карты российской федерации фигурного катания. Дубова рассказывала, что сразу после возвращения в Лейк-Плэсид из Лиллехаммера получила официальный факс с уведомлением, что в связи с вашим переходом в профессиональный спорт федерация не находит возможным продолжать с ней контрактные отношения. - А какие были отношения? Когда мы приехали на чемпионат Европы, я была потрясена той завистью и ненавистью, с которой на нас начали смотреть наши же руководители. А чему завидовать? Тому, что мы живем в Америке и платим за каждый свой шаг? Лед мы получали только благодаря тому, что Дубова тренировала американские пары, костюмы делали сами, авиабилеты покупали тоже сами. - Где вы живете в Лейк-Плэсиде? - Снимаем апартаменты. - Вы мне всегда казались на редкость домашним человеком. И наверное, должны очень страдать от отсутствия своего собственного гнезда. - Я действительно очень люблю дом. Вот и сейчас, с одной стороны, вроде бы и ни к чему ремонтировать московскую квартиру, а с другой - всегда ведь приятно возвращаться в обустроенное жилище. Хотя сейчас снова надо лететь в США - на 5 августа у нас с Сашей уже куплены билеты. Жаль, но даже не сумею остаться в Петербугре, чтобы посмотреть соревнования. И так вырвалась на несколько дней, бросив ремонт на маму. Она же ухитрилась сразу после моего отъезда поссориться с мастерами, и надо срочно ехать выручать. - А почему решили возвращаться в Лейк-Плэсид так рано? Неужели нельзя задержаться? - Уже некогда. Надо начинать работу над очередной программой, а до этого обкатать новые ботинки - сейчас в них по квартире ходит мама - разнашивает. - Это такая проблема? - Я катаюсь не в танцевальных, а в одиночных ботинках. Они более высокие и жесткие. Видимо, за время тренировок у меня стали такими слабенькими голеностопы, что в мягких ботинках я кататься просто не могу. Поэтому, когда приходится менять коньки, первое время всегда очень стираю ноги. - Какой будет ваша новая программа? - Пока не могу сказать, но, скорее всего, что-нибудь классическое. Все остальное, как мы убедились, не наше. У нас был новый показательный танец, который мы показывали в туре Коллинза - на музыку Моцарта. Принимали его потрясающе, причем поставлен он был всего за четыре дня до начала гастролей. В профессиональном катании с точки зрения постановки программ значительно легче - нет никаких ограничений и работа всегда идет в удовольствие. Мы очень ждали, что конгресс ИСУ, который летом проходил в США, снимет ограничения и с любительского спорта, но этого в очередной раз не произошло. Вот и получается, что все танцоры загнаны в такие жесткие рамки правил, что невольно становятся похожими друг на друга. - Вам, по-моему, всегда удавалось и в этой ситуации находить что-то новое и оригинальное. И в прошлогодней программе, и в последней олимпийской. Хотя последняя, может быть, была не настолько удачна. - Последняя программа была, наверное, самой нелюбимой из тех, что мы когда-либо делали, и самой тяжелой. Ее было безумно трудно исполнять, но когда мы ее накатали к Олимпийским играм до автоматизма, то со стороны стало казаться, что все связки исполняются просто играючи, хотя сил - и моральных, и физических - уходила масса. - Если бы я не видела своими глазами, какой ценой дались вам серебряные медали Лиллехаммера, то, возможно, поняла бы желание продолжить кататься в любительском спорте. Но когда пытаюсь поставить себя на ваше место, то невольно думаю, что реакцией любого нормального человека было бы послать спорт к чертовой матери. Сразу и навсегда. - Мы так и сделали. И были уверены, что навсегда. Две недели не подходили к катку вообще. И, знаете, меня потрясла реакция нашего тренера. Когда мы вернулись в Лейк-Плэсид, она вдруг начала говорить о новых идеях, новых программах, музыке… Я не верила своим ушам. Спросила: «Как вы можете? Неужели все забыли?». А она мне ответила: «Майя, забудь обо всем. Ничего не было. Ни-че-го! Жизнь-то продолжается!». - Получилось поверить? - Как ни странно, да. В конце концов, уйти мы успеем всегда. А пока можем добиться чего-то еще, почему должны сдаваться раньше времени? - Вы часто вспоминаете о том, что при огромном количестве всевозможных титулов у вас нет главного? - Знаете, в США каждый год проводится своеобразное шоу, на которое приглашают чемпионов всех прошедших Олимпиад. Те, кто может кататься, выходят на лед и катаются. В этом году такоен мероприятие проходило в Бостоне. А несколько лет назад, когда всех олимпийских чемпионов собрали в Канаде, туда же вдруг пригласили и нас. Мы катались третьими - по существу, открывали спектакль, в котором принимали участие четырнадцать олимпийских чемпионов. Четырнадцать! Пегги Флемминг, Бойтано, Роднина - Зайцев, Линичук - Карпоносов… Организация была фантастической. Я всегда думала, что подобные мероприятия по-настоящему хорошо могут организовать только американцы. Но тогда нас принимали так, как не принимали никогда в жизни. Мы катали танец на музыку Вивальди. С первого же движения начались сумасшедшие аплодисменты. Я почти не слышала музыки, а когда она закончилась и я подняла глаза, то увидела, что зал стоит. Не могу передать, что со мной творилось. Был какой-то шок - слезы, комок в горле. Но при этом я понимала, что это - чужой праздник. А так - в обычной жизни - я не очень часто задумываюсь над тем, что мы - не олимпийские чемпионы. Не получилось - что уж тут поделаешь? - И что дальше? - Я бы хотела покататься еще два года. Конечно, если у Саши будет все в порядке со здоровьем. Мы ведь с ним - неразрывное целое. Если будет плохо ему - то и у меня ничего не получится. Правда, у нас сейчас очень непростой период. В фигурном катании семья - вещь достаточно сложная. Мы женаты восемь лет и за это время не провели друг без друга ни одного дня. Неизбежно накапливается усталость. К тому же я такой человек, что не могу уйти со льда и оставить на нем все, что там происходило. Бывают чисто рабочие ссоры, проблемы, которые неизбежно переходят в жизнь. Самое, на мой взгляд, страшное - когда партнеры начинают смотреть друг на друга с мыслью: «Это - мое, никто не тронет». Сейчас мы впервые решили отдохнуть раздельно. Хотя, по инерции, продолжаем вести одинаковый образ жизни. Я здесь хожу в театр, в сауну, к зубному врачу, Саша занимается тем же в Москве. - И вы уверены, что, прокатавшись два года, сумеете уйти? До Олимпийских игр-то останется совсем чуть-чуть - год с небольшим. - Я уже думала об этом. Но хочу уйти. И родить ребенка. А потом снова вернуться. - ?! - Когда в любительский спорт вернулись Гордеева и Гриньков, я много разговаривала с Катей. Для меня было совершенно непостижимо, откуда у нее такая жажда работы в глазах. Где она берет столько энергии, силы, радости, которых не было, когда она уходила и которых давно уже нет у меня. А потом поняла, что надо просто на какое-то время абсолютно забыть о спорте. И все обязательно вернется… 1994 год

Эльвира: Тренер Майи Усовой и Александра Жулина Наталья Дубова: «ДЕЛИКАТЕС - ЭТО НЕ ПРОСТО ХОРОШАЯ ЕДА» Отъезд ее в Америку в сентябре прошлого года здорово смахивал на бегство - от затянувшейся полосы неприятностей. Накануне Олимпиады от Дубовой ушли Марина Климова и Сергей Пономаренко и стали с другим тренером (что всячески подчеркивалось в прессе) чемпионами Игр, а летом прошлого года она рассталась еще с одной своей парой - Оксаной Грищук и Евгением Платовым. Что же касалось ее Майи Усовой и Александра Жулина, автоматически ставших лидерами, но тоже уехавших за океан, прогнозы относительно дальнейших их выступлений были весьма туманны. Да и как можно было объективно говорить о паре, на полгода исчезнувшей из поля зрения соотечественников? И только через полгода все встало на свои места: недавно из Хельсинки с чемпионата Европы они втроем вернулись победителями - Наталья Ильинична, если честно, вы были уверены в успехе в Хельсинки? - Конечно. - У меня сложилось впечатление, что там все, кому не лень, пытались то и дело сравнивать Усову и Жулина с Грищук и Платовым, обсуждали ваши отношения с бывшими учениками. Неужели вся эта мышиная возня не действовала на нервы? - Абсолютно. Потому что она - мышиная. - А когда Майя с Сашей обратились к руководству с просьбой послать в Хельсинки конкретного судью (что, насколько я знаю, всегда было привилегией первой пары и их тренера) и нарвались на ничем не обоснованный отказ, вы не задумывались о том, что это могло быть просто желанием таким образом сменить лидеров? - Мне, честно говоря, совершенно неинтересно обсуждать эту тему, равно как и амбиции других пар. Я хорошо знаю всем им цену. На сегодняшний день я занимаю более чем независимую позицию, к которой всегда стремилась. Если бы меня не боялись, то давным-давно забыли бы - уехала же. Но ведь мое имя упоминается во всех публикациях, имеющих отношение к танцам. Я расцениваю это как рекламу, но в своем интервью не собираюсь никому другому такую рекламу делать. - Ну, все тренеры в той или иной мере стараются рекламировать своих учеников... - В таком случае тренер должен прежде всего позаботиться о том, чтобы программа его учеников соответствовала правилам, чего, кстати, на мой взгляд, не было у Грищук и Платова в оригинальном танце в Хельсинки. Даже по музыке это был не венский вальс. А уже потом говорить о том, что его пара - выдающаяся. Все, что с претензией, всегда должно быть очень высокого качества. Как в ресторане: если платишь безумные деньги за деликатес, то блюдо и должно быть деликатесом, а не просто хорошей пищей. К тому же когда тренер неоправданно рискует, нарушая правила, то всегда должен быть готов к тому, что может потерять даже то место, которое уже завоевано. Никогда не надо думать, что все вокруг глупее тебя. Потому что в этом случае рискуешь оказаться в дураках сам. - А может быть, в вас просто говорит обида, что вторую пару на лед в Хельсинки выводили не вы, а другой тренер? - Знаете, я дважды расставалась со своими парами. Первый раз - когда фигуристы стояли на пороге олимпийских наград, второй - когда бы только работать и работать. И каждый раз мне не позволял продолжить эту работу мой характер. Я отдавала себе отчет в том, что бросаю дело, в которое вложены колоссальные силы, причем не только мои, но и хореографа, видеооператора, моей семьи, наконец. Что своим поступком заведомо обрекаю этих людей на неуспех. Но ничего поделать с собой не могла. Я очень терпелива. Но, знаете, как бывает - копится, копится, а потом вдруг наступает момент, когда понимаешь, что больше не можешь и не хочешь работать. Человек становится мне просто неинтересен. Знаю, что многие следят за тем, как я встречаюсь с бывшими учениками: как пройду мимо, как посмотрю... И никто по-серьезному не понимает, что для меня они - давно ушедший интерес. А обижаться - это всегда возвращаться назад. Когда человек смотрит вперед, ему не до обид. Надо чему-то учиться, искать новые пути, новую информацию. Мне кажется, что наши молодые тренеры забывают и о том, что при всей своей важности спорт - не что иное, как развлекательная сфера. И жить в ней надо более легко, раскрепощенно, работать с хорошим настроением. А значит, без агрессии. - Я не думаю, что у вас была такая же точка зрения, скажем, лет десять назад. - Знаете, мне однажды очень точно сказал Александр Горшков: «Наташа, ты всегда обороняешься, а не наступаешь». Если мне мешали, то я умела за себя постоять. Что касается наступления, то тренер должен его вести в овале льда. А не растрачивать себя на интриги. Потому что это метод не очень способных людей. - Вам сейчас легче от того, что большую часть времени вы готовите свои пары вдалеке от всех? - Я никогда не считала, что моя жизнь - это только фигурное катание. Ну как вы считаете, в Америке сейчас легче жить? Значит, и работать легче. - А что представляет собой школа, в которой вы работаете? - У меня было довольно много предложений поработать в Америке, но все они касались только меня. В Лейк-Плэсиде же открыли школу на основе моей группы. Она - международная, находится под постоянным наблюдением американского Олимпийского комитета, и сами американцы рады, что бывший олимпийский центр снова становится центром. Мой партнер по этой школе - Дэвид Оуэн - тренирует там же свои американские пары, часто приезжают японцы, много юниоров. Школа открыта для всех квалифицированных танцевальных дуэтов, в том числе и для российских. - И кто определяет квалификацию? - Главным образом я. Американцам, естественно, стараюсь не отказывать, чтобы хоть в какой-то мере компенсировать расходы, которые центр несет из-за того, что мои четыре пары тренируются бесплатно. - У вас свой дом? - У нас так называемый «кондоминиум». Это дом для ленивых хозяев. Он рассчитан на пять семей, у каждой - двухэтажная квартира и отдельный вход с улицы. Убирают же вокруг дома муниципальные службы, что меня очень устраивает, потому что я очень много времени провожу на катке, и на хозяйство меня просто не хватает. - А что за английская пара появилась в вашей группе совсем недавно? Я имею в виду Мишель Фитцджеральд и Винсента Кайла. - Кстати, я прочитала сообщение об этом в вашей газете и наконец-то выяснила, как их зовут. Потому что до того момента, когда они попросились ко мне, мы были знакомы всего три дня. - Они привлекли ваше внимание в плане «материала»? - Нет. Сам по себе «материал» меня заинтересовать не может, если не заинтересовали люди. - Чем же они вам так полюбились за три дня? - Пожалуй, тем, что очень слабо владеют техникой, но при этом пытаются прыгнуть выше головы. И мне ужасно захотелось посмотреть, что получится, если научить их кататься на коньках. - И на сколько времени будет заключен этот союз? - Не могу ответить. Пока ребята прислали очень смешной факс в Америку, где в абсолютно счастливом тоне сообщали, что получили американскую визу на десять лет. Кроме этого, я довольно серьезно подумываю о работе с одной из американских пар - не буду пока называть имена, но фигуристы уже тренируются в сильной компании моих спортсменов. И мне, честно говоря, хотелось бы именно таким образом расплатиться с Америкой - подготовить для нее классную танцевальную пару. - Как же вас хватает на всех? - Я же работаю не одна. Вместе со мной в США уехала тренер из Латвии Инесса Буцевич. А хореографа там пока нет. - Но ведь с Усовой и Жулиным уже три сезона работает итальянский постановщик. Кстати, если я не ошибаюсь, вы были первым тренером, пригласившим к себе иностранного хореографа - Шанти Рюшполь, которая работала с Климовой и Пономаренко. И вот теперь - артист «Ла Скала» Джузеппе Арена у Усовой и Жулина. Чем вы руководствовались? - Раньше ведь все танцы базировались в основном на классике. Но как-то незаметно на Западе классические вещи стали исполняться с использованием совершенно другой, более современной хореографии. Мы же оказались к этому не готовы. Однажды я пошла в Париже на «Нью-Йорк-Сити Балет» и увидела в их исполнении современную интерпретацию Шопена. И поняла, что никогда наши балетмейстеры не смогут поставить ничего подобного - они этого просто не понимают. А когда Климова и Пономаренко начали работать в современном ключе, то я подумала: зачем же нам себя обманывать и искать советского а-ля модерниста, когда можно пригласить западного. Объяснила это - без всяких обид - нашему хореографу Людмиле Буцковой, и та предложила кандидатуру Шанти Рюшполь, которая в то время работала постановщиком в еврейском театре. И мы стали работать вместе. А с Ареной меня познакомила чуть позже бывшая итальянская фигуристка Матильда Чича. - Но если тренер прибегает к помощи иностранного хореографа сознательно, то откуда такая болезненность в их отношениях после успеха пары? Из разговора с самой Рюшполь я поняла, что она очень обижена и на Тарасову, с которой начала работать после того, как к ней ушли Климова и Пономаренко, и на Линичук, когда под ее началом ставила произвольный танец Грищук и Платову. - Меня, кстати, тоже неприятно удивило, что Шанти в интервью для вашей газеты не сочла нужным упомянуть о том фундаменте, на котором и сложился ее успех. А ведь большую часть работы с этими парами сделала я. Человек, который силен по-настоящему, никогда не боится называть имена людей, которые так или иначе были к успеху причастны. Отречение от помощников - это всегда от слабости. К тому же театральный хореограф может поставить танец на полу. А лед - это прежде всего динамика, которой нет и не может быть ни у одного театрального постановщика. - Что вы думаете по поводу того, как сложится борьба между танцорами в олимпийском Лиллехаммере-94? С учетом, скажем, возвращения в любительский спорт Джейн Торвилл и Кристофера Дина? - Я не очень люблю загадывать наперед. Но по большому счету мне кажется, что сегодня еще ни одна танцевальная пара не достигла эталона Торвилл и Дина. Я не так давно была на одном из их спектаклей, который они делали с украинским балетом на льду, и была потрясена тем, что люди так долго держат форму и заставляют себя по-настоящему работать. А то, что в каждом спектакле они по шесть-семь раз за вечер выходили на лед, говорит о их колоссальном запасе прочности. Так что я считаю, что на сегодня они стоят повыше остальных. - В том числе и ваших? - О своих, я, извините, не говорю. Они же - как дети. Хорошие, плохие - не важно. Потому что свои. А значит - лучше всех. Но Торвилл и Дин постоянно привлекают мое профессиональное внимание. - А чем вы будете заниматься, когда фигурное катание потеряет для вас интерес? - Не думаю, что это произойдет. Например, сейчас я нашла новый стиль, и мне снова безумно интересно работать. Да и не только работать. У меня, например, никогда в жизни не было офиса. Кажется, ну зачем он тренеру? Я всегда раздевалась в одной раздевалке со своими спортсменами. Даже тогда, когда у моих коллег уже появились личные рабочие телефоны. А сейчас, помимо сумки, я хожу еще с портфелем. И все дела - на мне: контакты с менеджерами, фирмами, зарубежными клубами, спортсменами. Впервые села здесь за руль, и было страшно приятно, что и реакция у меня в порядке, и получается все быстро. В нас ведь от спорта сидит желание быть лучше, чем кто-либо другой. И вообще в Штатах я постоянно чувствую себя незаслуженно молодым человеком. - Почему? - Потому что то и дело задаю безумно наивные вопросы. Но - учусь, учусь, учусь... - Ну а представьте, что вы всему уже научились: водить машину, хорошо говорить по-английски, свободно ориентироваться в деловой жизни. Да и фигурное катание будет в печенках сидеть... Что тогда? - Пойду по магазинам. Стыдно сказать, но за полгода я ни разу не была ни в одном торговом центре Лейк-Плэсида. 1993 год

Эльвира: Наталья Дубова: «НУЖНО СМОТРЕТЬ В СВОЮ ТАРЕЛКУ» Фото из архива Елены Вайцеховской, на снимке Майя Усова и Александр Жулин Нынешнего ее приезда в Москву я ждала даже больше, чем пять месяцев назад, перед чемпионатом Европы по фигурному катанию. Тогда Дубова, всю осень и зиму проработавшая в Америке, рассказывала про свою школу в Лейк-Плэсиде, про своих ребят-спортсменов и про то, что конкурентов своей первой паре - Майе Усовой и Александру Жулину (еще не чемпионам Европы и мира) - просто-напросто не видит. Немногим позже у меня появилась возможность убедиться в этом лично, а сразу же после мирового первенства знаменитый американский менеджер Том Коллинз, не дожидаясь, какое решение примут руководители ИСУ по поводу возвращения профессионалов на любительский лед, решился на уникальный и на самом деле беспроигрышный эксперимент: пригласил в четырехмесячное турне четыре выдающиеся танцевальные пары последних лет: олимпийских чемпионов 1984 и 1992 годов Джейн Торвилл - Кристофера Дина и Марину Климову - Сергея Пономаренко, и чемпионов мира 1991 и 1993 годов Изабель и Поля Дюшене, и Усову - Жулина. Еще через месяц - в апреле, стало окончательно ясно, что первая и четвертая из перечисленных пар менее чем через год в Лиллехаммере выйдут на один олимпийский лед, а в конце мая я узнала, что Дубова в Москве. - Вы, пожалуй, сейчас одна из немногих, кто своими собственными глазами видел профессионалов, которые получили временный любительский статус и будут выступать на Олимпийских играх. Как вы расцениваете их заявления - я имею в виду, в первую очередь, Торвилли Дина, - что они возвращаются выигрывать? - Когда я узнала, что Торвилл и Дин окончательно решили вернуться, то бросила все дела в школе и на несколько дней вырвалась в Нью-Йорк, где гастролировала труппа Коллинза. Во-первых, посмотреть на своих спортсменов, а во-вторых, своими глазами увидеть, что к чему. Посмотрела четыре выступления с тем расчетом, чтобы сначала повосхищаться, а уж потом вникнуть в детали. Удовольствие получила полное. Мне всегда нравились Торвилл и Дин. Они никогда не подменяли техническое мастерство внешними эффектами. И когда отдаешь себе отчет в том, что знаешь, сколько им лет, сколько времени они провели в любительском, а затем и в профессиональном спорте, то это впечатляет. Больше всего меня потрясло то, что при таком колоссальном стаже Торвилл и Дин ничуть не растеряли потенциал спортивности. А это, на мой взгляд, как раз то качество, благодаря которому спортсмены сами к себе предъявляют очень высокие требования. При этом они, как и прежде, безумно техничны и безумно рвутся в бой. - То есть их слова относительно еще одной золотой олимпийской медали имеют весьма солидные основания? - Думаю, англичане не стали бы возвращаться без определенных гарантий на победу. - Что вы хотите этим сказать? - Разложить по полочкам не могу. Скорее, это профессиональное чувство. Мне кажется, что все те, кто принял решение вернуться, имея за спиной олимпийские титулы, профессиональную карьеру, двадцать раз взвесили все «за» и «против». К тому же практически за всеми стоят профессиональные менеджеры. Вспомните, была же в свое время могущественная поддержка, свой профессиональный клан у Дюшене. А ведь Торвилл и Дин, как ни крути, из той же компании: в конце концов Изабель Дюшене и Кристофер Дин - муж и жена. - Увы, уже нет. Слухи о том, что их семья на грани серьезной катастрофы, до меня доходили еще в феврале. Изабель в связи с этим провела тогда больше месяца в клинике нервных болезней, а на днях объявила о расторжении брака с Дином официально. Кстати, что сейчас представляет собой дуэт Дюшене на льду? - Увы, большой мыльный пузырь. Именно теперь это стало очевидным. Те хореография, постановка, которые потрясли всех несколько лет назад, сейчас выглядят просто устаревшими. И когда видишь одно и то же в двадцатый раз, то начинаешь замечать все недостатки в технике. Впрочем, это бросалось в глаза и год назад, в Альбервилле. - Так, видимо, поэтому там стали первыми ваши бывшие ученики - Марина Климова и Сергей Пономаренко? Вообще-то мне казалось более логичным, если бы в любительский спорт вернулись именно они, а не олимпийские чемпионы двенадцатилетней давности. - Думаю, Марине и Сергею это было бы просто не под силу. Такое количество спектаклей и показательных выступлений, которое на них свалилось после Олимпиады, неизбежно должно было сказаться - и сказалось - на технике. Но им и не нужен супервысокий уровень. Что же касается Торвилл и Дина, то их возвращение - еще и тактический ход: люди стремятся обновить имидж, а значит, в итоге решить проблему будущих кассовых сборов. - На это рассчитывают все. Тот же Бойтано, Петренко, Катарина Витт... Хотя, на мой взгляд, оснований для того, чтобы претендовать на золото, у них значительно меньше. - Не скажите. Олимпийская медаль почти всегда непрогнозируема. Там же, в Нью-Йорке, мне удалось посмотреть выступления, организованные фирмой «Ай-Эм-Джи», в которых принимали участие Курт Браунинг, Элвис Стойко, Кристи Ямагучи, наши Катя Гордеева и Сергей Гриньков. Все они вполне конкурентоспособные люди. Прыгнет Бойтано все свои тройные прыжки в Лиллехаммере, значит, создаст массу проблем тому же Браунингу, хотя канадец сейчас находится в прекрасной форме. Но я придерживаюсь мнения, что надо думать не о том, где и как может ошибиться твой соперник, а смотреть, что называется, в свою тарелку. - Вы об Усовой и Жулине? - И о них тоже. Не говорю уже о том, что как тренер чемпионов мира я не имею даже морального права настраивать их на какое-то место, кроме первого. - А как сейчас идут дела в вашей школе в Лейк-Плэсиде? - Появилось много новых пар. После чемпионата мира меня дважды приглашали провести семинары в Канаде. Первый раз я была в Торонто, в школе, где тренируется Курт Браунинг, по-том вместе с Тамарой Москвиной вела семинар в Квебеке. - Кстати, после чемпионата мира я слышала, что в США было немало недовольных тем, что чемпионы Америки в танцах Гоша Сур и Рене Рока даже не попали в десятку. Вас никак не коснулось это недовольство? - А почему оно должно было меня коснуться? - Ну вы работаете в Америке, имеете большой вес в Европе, а на чемпионате мира ваша вторая пара - Татьяна Навка и Самвел Гезалян из Белоруссии - чуть-чуть опередила американцев. И это - в танцах, где судей принято обвинять во всех смертных грехах, в том числе и влиянии на них авторитета тренеров... - Я считаю, что мировая «десятка» в танцах - это не уровень. Если сильнейшая американская пара возвращается в любительский спорт, то должна бороться как минимум за место в тройке. Разницы же между пятым и десятым местами я не вижу. То, что Сур и Рока оказались на одиннадцатом месте, а не ближе, могло случиться по причине элементарной усталости судей. А может быть, и так, что судьи хотели показать на их примере, что возвращение профессионалов, коими Сур и Рока были несколько лет, не всегда может быть удачным. - Вы сами себе противоречите. Говорите, что «десятка» - это не уровень, и в то же время, насколько я помню, были вполне довольны выступлением в Праге Навки и Гезаляна. - Я просто вижу их потенциал. И на данный момент это меня вполне устраивает, чего я, например, не могу сказать об отношении своих фигуристов к тренировкам. - Вот уж не ожидала услышать! Чем же вы недовольны? - Как ни странно, мне гораздо быстрее, чем моим спортсменам, удалось изменить свою психологию. Как только мы уехали в Америку, я столкнулась с тем, что здесь настолько сконцентрировано рабочее время - в любой сфере, - что никто не может позволить себе тратить его на выяснение отношений, внутренние разборки, непосредственно не относящиеся к работе. Ко мне стали приезжать люди со всей Америки, чтобы за свои деньги получить максимум информации и отдачи. И, отработав на катке, я чувствовала себя настолько выжатой, что не было сил даже разговаривать по телефону. Наши же привыкли получать все на блюдце бесплатно. Соответственно, смешно требовать от них стопроцентной концентрации. Кстати, первый раз я столкнулась с «западным» стилем работы еще несколько лет назад, когда проводила семинар в Финляндии. Расписание было составлено так, что за несколько часов работы на льду у меня не было даже пятиминутного перерыва. Где-то на третий день я не выдержала и отошла между двумя занятиями попить кофе. А наутро обнаружила, что график тренировок изменен: в нем появился «кофе-брейк», но общее время работы было увеличено соответственно на 15 минут. А в этом году на семинаре в Квебеке история повторилась: я обрадовалась, когда увидела в расписании 10-минутный перерыв после каждых 50 минут работы, но как только собралась покинуть лед, мне «напомнили», что это время предназначено для того, чтобы отвечать на вопросы тренеров. Но мне даже нравится так работать. - Похоже, у вас по-прежнему нет времени побродить по магазинам. - Конечно, нет. Я же придумала себе еще одно занятие - попробовала серьезно заняться моделированием костюмов для фигуристов и была немало удивлена тем, что одна из канадских фирм тут же подхватила мои дизайнерские начинания. Наверное, это не очень профессионально, что мне приходится этим заниматься, но специально приглашать художника-модельера моим ребятам пока просто не по карману. Кроме этого в Японии вышла моя книга. Но самое ужасное... -Что? - Я не могу ее прочитать! 1993 год

Эльвира: противоречивая статья ПО ЧЬЕЙ ВИНЕ ЛЕГЕНДАРНЫЙ ДУЭТ ГРИЩУК- ПЛАТОВ ЛИШИЛСЯ ЛЕГЕНДАРНЫХ ЗАРАБОТКОВ Пять лет назад Оксана Грищук и Евгений Платов стали первыми в истории двукратными олимпийскими чемпионами в танцах на льду. Позади - многолетние муки тренировок и соревнований, впереди - долгожданное купание в лучах славы. Оставалось тихонько уйти по проторенной дорожке в профессионалы и снимать “долларовые” сливки. Но вместо этого, спустя несколько месяцев после триумфа в олимпийском Нагано, дуэт... распался. Подобный “развод” явление столь же уникальное, как и достигнутые парой успехи. По чьей вине легендарный дуэт лишился легендарных заработков? Споры об этом не смолкают до сих пор... Сведущие люди уверяют: не последнюю роль в творческом разрыве сыграл, мягко говоря, невыносимый характер Грищук. Она и сегодня осталась такой же скандальной, непредсказуемой и загадочной. Когда год назад об украинке собрались снимать документальный фильм, Оксана была в восторге: “В моей жизни было столько удивительных событий! В том числе таких, о которых многие даже и не подозревают”. ПОСЛЕДНИЕ ЧЕМПИОНЫ СССР Оксана родилась в Одессе в 1972 году. На льду - с четырех лет. Спецкласс у них подобрался хороший - Оксана занималась вместе со Славой Загороднюком, Владимиром Петренко (младший брат олимпийского чемпиона), Илоной Мельниченко. Ради того, чтобы стать лучшей, была готова работать день и ночь. И хоть физические данные девочки поначалу не впечатляли, зато уже тогда чувствовалась стальная воля и недетская трудоспособность. В 25-й школе она прозанималась пять лет, пока отца-военного не перевели в Москву. Там Оксана продолжила свою карьеру. Все это время она специализировалась исключительно в одиночном катании. Пока в середине 84-го тренер Наталья Линичук не забрала ее в свою группу и не поставила “в пару” с Александром Чичковым. Очень скоро пришли первые успехи, ребята стали чемпионами мира среди юниоров. Но вскоре Грищук осталась без партнера: из-за травмы он ушел из большого спорта. А в это же время другой московский тренер, Наталья Дубова, искала партнершу своему подопечному Евгению Платову, также приехавшему в Белокаменную из Одессы. Грищук показалась прозорливой наставнице лучшей кандидатурой, она переманила девушку к себе. И не ошиблась. Платов уже тогда считался “идеальным партнером”. Не менее талантливой была и Оксана. Их дуэт родился в августе 89-го, а уже через четыре месяца они стали бронзовыми призерами чемпионата Союза. Спустя два года выиграли последний чемпионат СССР. НОВАЯ МЕРИЛИН АМЕРИКЕ ОКАЗАЛАСЬ НЕ НУЖНА ...К Олимпиаде 1994 года в Лиллехаммере Наталья Дубова готовила два дуэта: Грищук с Платовым и Майю Усову с Александром Жулиным. Последние были не только супружеской, но и более опытной и титулованной парой, считались явным “первым номером”. Вроде как им больше симпатизировала и Дубова. Все это, по официальной версии, и подвигло их младших коллег к демаршу: Грищук и Платов, обидевшись, ушли к Наталье Линичук. Но была и другая, настоящая причина. Незадолго до Олимпиады Майе Усовой стало известно, что муж изменяет ей с Грищук. Дубова, узнав об этом, отреагировала жестко - избавилась от соблазнительницы. В итоге ее любимица Усова не обрела ни семейного, ни спортивного счастья. Для начала Грищук и Платов обыграли ее с мужем на Олимпийских играх. Не удалось Александру и Майе сохранить и брак, после долгих мучений он таки распался окончательно... Грищук же с Платовым под руководством нового тренера вдохновенно готовились к следующей Олимпиаде. Но если на льду они по-прежнему были великолепны, то личные отношения партнеров накалялись с каждым днем. И снова все винят в этом не-обузданный нрав Оксаны. К тому времени она уже перебралась в США. У нее появились поклонники, она за-крутила роман с сыном знаменитого в фигурном мире продюсера Тома Коллинза. Но ей не давала покоя слава тезки и коллеги Оксаны Баюл. И она снова начинает чудить. Для начала меняет имя - из Оксаны превращается в Пашу. Немногим позже началось перевоплощение Грищук в... Мэрилин Монро. Оксана-Паша остригла свои роскошные каштановые волосы и выкрасилась в блондинку. Но эффект оказался обратным: Америка не простила чужестранке посягательства на свою национальную святыню. Грищук не отчаялась. Она упорно посещала курсы актерского мастерства и таки попала на экраны: сначала снялась в комедийной опере “Черный скорпион”, затем в телесериале “Беверли Хиллз”, где сыграла саму себя. Страшно гордилась участием в презентации ажиотажного “Титаника”, знакомством с Лайзой Минелли. Несмотря на все потуги, стать своей в Америке так и не удалось. ПРОФЕССИОНАЛАМИ СТАНОВИЛИСЬ ПО ОТДЕЛЬНОСТИ Зато удалось выиграть вторую подряд Олимпиаду. Грищук и Платов в который раз сменили тренера: в 1998 году в японский Нагано их повезла уже знаменитая Татьяна Тарасова. Именно с ней они и вошли в историю... По обыкновению, после подобных успехов фигуристы-любители уходят в профессионалы. Подались в профессионалы и Грищук с Платовым. Правда, по отдельности. “Заранее прекрасно понимали: как только с любителями будет покончено, мы тут же разбежимся, - признался Евгений Платов. - Трагедия нашей пары заключалась в том, что у нее не было будущего в профессиональном спорте”. Грищук тем временем отмалчивалась. Но когда звездная пара все же распалась, шокировала мир откровенными признаниями. Например: “Женя нужен мне лишь для того, чтобы накопить стартовый капитал для карьеры в Голливуде”. Затем последовало откровение о том, как на протяжении многих лет Платов всячески обижал и унижал ее: “Он бил меня прямо на льду, коньками по женским частям тела”. Платов лишь сдержанно отвечал: “Думаю, у Оксаны были проблемы с психикой”. Может быть, Оксана злилась на Платова потому, что на протяжении многих лет она была для него лишь партнершей в танцах... ...Уйдя от Грищук, Евгений Платов сделал неожиданное предложение покататься вместе Майе Усовой, окончательно брошенной к тому времени Жулиным. Сразу же не менее оригинальный пируэт сделала и Грищук - стала в пару с... Жулиным. Сложно судить о верности данных решений знаменитых друзей-соперников. На чемпионате мира-98 среди профи Усова с Платовым заняли первое место, Грищук с Жулиным оказались лишь третьими. КОЛЕЧКО ПРИШЛОСЬ ВЕРНУТЬ После неудачного эксперимента дуэт Грищук-Жулин вроде как распался. Но только на льду. Поговаривают, спустя время их роман вспыхнул с новой силой. Александр летал к Оксане в Калифорнию и вроде как собирался даже жениться... Не сложилось, и Оксана зажила с американ-ским бизнесменом, за которого опять-таки едва не вышла замуж. Даже состоялась помолвка, Грищук приняла из рук жениха кольцо стоимостью около 140 тысяч долларов. Однако до свадьбы дело не дошло. Оксана Грищук и сейчас живет в Лос-Анджелесе. Продолжает мечтать о том, что когда-нибудь у нее непременно будет любящий муж и двое детей. Пока что мечта воплотилась в жизнь лишь отчасти - она до сих пор не замужем, но родила дочку, которую назвала Грейс-Скэйлер. Саму же Грищук теперь снова зовут Оксана, а не Паша. Как раньше. Евгений Платов обитает во Фрихолде, штат Нью-Джерси. Стал тренером и встретил любимую. ВМЕСТО ЭПИЛОГА Во время чемпионата мира-2003 в одном из интервью Евгений Платов обмолвился, что не исключает возможности вновь выступить вместе с Оксаной Грищук. Мол, прежние страсти давно улеглись, а с коммерческой точки зрения их пара по-прежнему интересна организаторам всевозможных шоу. Возможно, в 2005 году увидят фигуристов и на Украине. По крайней мере, Владимир Мельниченко уже пригласил Платова и собирается сделать предложение Грищук выступить в шоу, посвященном тридцатилетию знаменитой одесской школы “Льдинка”, где и делали первые шаги легендарные спортсмены.

Ченг: Из интервью с Александром в 1993 году: А.Ж. - Мы еще не знаем. Конечно же, если станем чемпионами в Лиллехаммере, есть смысл уйти в профессионалы... Да и потом, вы же видите, как все профессионалы рвутся вернуться обратно: значит, чего-то им не хватает? Даже Толлер Крэнстон подал заявку в ИСУ и собирается в Лиллехаммере выступать за Мексику. Это в 43 года! Если бы Саша только знал, что его самого ждёт в 43 года!

serg_anna: А.Ж. ...если станем чемпионами в Лиллехаммере... Ну как же жаль, что так это и осталось "если" Проигрыш Майи и Александра - это единственный случай с посторонними мне людьми, который засел, как заноза, не знаю, почему. Обычно расстроишься или, наоборот, обрадуешься - и забудешь. Своя-то жизнь важнее. А тут до сих пор аж трясет от злости, как вспомню, что я пережила в 94-м. Когда на Европе заранее объявили их чемпионами (Грищук в прямом эфире не показали, не успели), а позже уже сообщили, что они третьи, причем безо всяких комментариев - что хочешь, то и думай. Вот было падение с небес на землю, амплитуда смены настроения была просто катастрофически огромной. Пожалуй, мне было хуже, чем им и их родственникам. И когда они одним голосом проиграли Олимпиаду, хоть это уже было не так неожиданно, но еще более болезненно - ведь последняя надежда растаяла. И наш же арбитр их поставил вторыми в произволке после Грищук, гад. Потому что они в Штатах тренировались. И все им завидовали. А Линичук тренировала в Москве. Хотя патриотизм после Олимпиады у нее тут же испарился куда-то, точнее, в те же Штаты. Это же было понятно даже школьникам, точнее школьницам. После Олимпиады я два месяца улыбаться не могла. Все мы были бедными в начале 90-х. Но это не давало права завидовать кому-нибудь и портить людям жизнь. Такую красоту просто растоптали. Вот так.

Эльвира: serg_anna , ну не расстраивайтесь так. Александр показал, что и по прошествии 10 лет он еще настоящий спортсмен и актер. А вот меня больше коробит Алббервилль, не могу спокойно Климову с Пономаренко воспринимать, особенно по сравнению с Усовой-Жулиным. Прсото небо и земля. Вот это для меня более несправделиво, чем Грищук с Платовым

serg_anna: Александр, может, и показал, а Майя? Кроме этого, я же говорю, мне за себя обидно, за свою попранную детско-юношескую чистую мечту А почему вы так поздно не спите?

Лена: serg_anna пишет: А почему вы так поздно не спите? serg_anna, а Вы? А вообще, добро пожаловать в нашу компанию:)

serg_anna: Благодарю за приглашение Не сплю, потому что на работе А вы?

Лена: serg_anna, мы как бы тоже на работе:) Работаем над сайтом и форумом:) А если серьёзно - наверное, нам просто интересно общаться:)

вика: serg_anna пишет: Александр, может, и показал, а Майя? Кроме этого, я же говорю, мне за себя обидно, за свою попранную детско-юношескую чистую мечту А почему вы так поздно не спите? serg_anna майя сама виновата,просто у Сашки действительно тренерский талант, а майя работала с ТАТ,но ничего не добилась.

Ченг: serg_anna, привет! serg_anna пишет: Пожалуй, мне было хуже, чем им и их родственникам. И когда они одним голосом проиграли Олимпиаду, хоть это уже было не так неожиданно, но еще более болезненно - ведь последняя надежда растаяла. У меня совершенно те же чувства были! У них просто УКРАЛИ заслуженную победу...

вика: Ченг пишет: У меня совершенно те же чувства были! У них просто УКРАЛИ заслуженную победу У меня немного другое мнение,мне кажется,что у Майи и Саши долгое время были номера лиричные,не ыбло драйва, в то время всем захотелось какой-то сумашедшинки,поэтому Оксана и Женя выиграли.Просто их номер был очень запоминающимся, а Майю и Сашу очень долго готовили к тому ,что они победят и вдруг такая неожиданность.Если бы они немного изменили своему стилю и откатали один раз(тот самый)что-нибудь быстрое,победа бы была их,несомненно.Просто Оксана и Женя на фоне Усовой и Жулина и Торвилл с Дином,были ,как глоток свежего воздуха,они сильно отличались,да и техника у них все говорят,классная.

Эльвира: Мне тоже кажется, что произвольная Грищук -Платова была фантастической. Я сейчас когда пересматриваю не верю, что такое можно было исполнить. Все-таки они великие танцоры. Хотя они никогда не были моей любимой парой, но я понимаю, что они сильнейшие в Танцах на льду. Им до сих пор нет равных, и вряд ли появятся:)) Это только мое мнение

вика: Эльвира пишет: Это только мое мнение И мое,особенно про то,что вряд ли появятся...

Эльвира: Вот удивительно, как такой особе как Гришук Бог дал такой талант!!!! Обидно, ибо я ее не люблю, но восхищаюсь ее искусством, очень сложные эмоции вызывает



полная версия страницы